На семинаре будут рассмотрены плюсы и минусы пяти основных техник обучения с применением поощрения: 1. Физические подсказки, 2. Обучение с использованием приманки/поощрения, 3. Шейпинг (частовместескликером), 4. Обучениепопринципу «Все-или-ничего» и 5. Автошейпинг. Основное внимание уделяется обучению с использованием приманки/поощрения – самому быстрому способу подвести поведение под команду.

Наука обучения с помощью приманки/поощрения, как правило, включает:

  1.       Просьбу (требование), 2. Приманку, 3. Реакцию, 4. Поощрение.

Обучая собаку выполнять какую-то модель поведения по команде, мы всегда уверены в пунктах 1, 3 и 4. Искусство дрессировки заключается в выборе №2 – самой эффективной приманки. Приманка – это стимул, который надежно и моментально побуждает собаку выполнить желаемую модель поведения.

Работа с собакой без поводка с использованием приманки/поощрения состоит из трех этапов:

  1.       постепенный отказ от приманки в виде пищи
  2.       постепенный отказ от приманки в виде пищи и замена ее поощрением в виде удовлетворения других жизненных потребностей
  3.       увеличение надежности при помощи мягкого настаивания на сотрудничестве.

 Этап 1 включает в себя обучение собаки пониманию того, чего мы от нее хотим, то есть обучение собаки нашему языку – английскому, испанскому, русскому, обучение ее нашим словам, обозначающим поведение и действия собак, чтобы мы могли сообщить ей, что надо сделать. От приманки в виде пищи мы начинаем отказываться, как только собака понимает значение жестов – практически после 6-12 попыток на первом же занятии. Просто говорим владельцам: «Положите еду в карман, сделайте шаг назад от собаки, попросите ее подойти и затем 1. Скомандуйте «сидеть», 2. Жестом пустой руки подайте сигнал «сидеть», 3. когда собака сядет, 4. похвалите собаку и киньте ей мячик или предложите лакомство, если качество выполнения команды «сидеть» выше среднего. Таким образом, жесты используются как приманка, чтобы научить собаку значениям вербальных команд. Как только вы откажетесь от использования приманки, основная последовательность данного упражнения будет 1 – 3 – 4. По сути, просьба становится вербальной приманкой.

На этапе 2 мы мотивируем собаку захотеть сделать то, что нам надо. Мы просим сделать больше за меньшую плату, то есть ждем выполнения большего количества моделей поведения за меньшее количество пищевого поощрения, применяя дифференцированный график подкрепления с самого начала – поощряя собаку только за реакции выше среднего уровня, выдавая более хорошее поощрение за более четкие реакции и джекпот – за лучшее выполнение команды. Затем полностью отказываемся от пищевого поощрения, заменяя его удовлетворением других жизненных потребностей или интерактивной игрой.

Этап 3 включает обучение собаки тому, что в определенных случаях она должна  слушаться, не причиняя при этом ей боли и не пугая ее. Даже если собака понимает значение вербальной команды и была максимально мотивирована, чтобы захотеть сотрудничать, возникают ситуации, когда она этого не хочет. Однако изредка возникает ситуация, когда от абсолютного послушания и надежности выполнения команды зависят жизнь и безопасность собаки. И теперь, прежде чем мы начнем настаивать на сотрудничестве, нам необходимо объективно оценить конкурирующие обстоятельства и мотивацию, и так же объективно оценить надежность реакции собаки – насколько хорошо она понимает смысл наших команд, насколько хорошо мы мотивировали ее хотеть сотрудничать и насколько надежно она реагирует.