РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ПРИВОДЯЩИХ К ДРАКАМ И ПОКУСАМ

По-видимому, в основе агрессивного поведения собак по отношению к другим собакам и к людям изначально лежит страх, поскольку очень часто это выявляется при успешной профилактике (социализация и выработка классического условного рефлекса) или при лечении существующих проблем. В то время, как никого не удивляет, что у собак развиваются вполне предсказуемые проблемы поведения – они пачкают в доме, грызут, копают и лают – и такие формы поведения считаются квинтэссенцией собачьей сущности, - тем не менее люди всегда удивляются, если позже, подрастая, их дружелюбный и социализированный щенок становится робким, сдержанным, настороженным, трусливым, реактивным и агрессивным по отношению к людям или другим собакам, несмотря на то, что выработка страха перед неизвестным в более зрелом возрасте является нормальным и адаптивным процессом развития. Предотвратить возникновение подобных страхов обычно помогает ранняя (очень ранняя) супер-социализация и непрекращающийся процесс выработки условных рефлексов.

Многие владельцы не придают значения интенсивной программе социализации щенка, потому что их двух-, трех- и четырехмесячный щенок кажется крайне дружелюбным и очень общительным. Слишком часто люди не видят смысла в дополнительной социализации и так явно хорошо социализированного щенка. Конечно, их щенок дружелюбный и общительный, потому что это щенок. К сожалению, эффект недостаточной ранней социализации не становится очевидным до определенного возраста. Развитие особи идет естественным путем; страхи и фобии обычно не начинают развиваться до достижения щенком возраста пяти – восьми месяцев, и к тому моменту, когда владельцы понимают, что у их подросшей собаки есть проблемы, Критический Период Социализации остается далеко позади. Несмотря на то, что программы лечения практически идентичны программам профилактики (классическое и оперантное обусловливание, прогрессивная десенситизация и социализация), они более сложны в исполнении, занимают гораздо (ГОРАЗДО) больше времени и иногда не совсем безопасны. Например, если проблемы страха или драчливости у щенка в возрасте от двух до трех месяцев могут быть решены за одно занятие, разрешение таких проблем у пятимесячного щенка потребует нескольких месяцев. А успешная реабилитация восьмимесячного собачьего подростка может занять и пару лет.

Реабилитация трусливой и/или агрессивной собаки очень часто затруднена, потому что:

  1. наказание, или гораздо чаще используемое неприятное для собаки НЕ-наказание, обычно обостряет проблемы, и
  2. наиболее традиционная процедура выработки условного рефлекса занимает вечность – часто превышая время и деньги, которые владельцы готовы потратить.

Однако в последнее время разработаны новые техники, позволяющие ускорить и максимизировать выработку условного рефлекса, прогрессивную десенситизацию и, главное, ре-социализацию.

    • Дифференцированное классическое обусловливание предотвращает непреднамеренное подкрепление реактивности при выработке у собаки условного рефлекса
    • Вместо попыток ежедневного разрешения проблем, процедуры выявления и устранения проблем ускоряют процесс выработки условного рефлекса.
    • Использование гранул сухого корма и игрушек для перетягивания (относительно мало значащих в качестве стимулов первичного подкрепления) ценность которых повышена за счет мощных вторичных подкрепляющих стимулов, максимально усиливает процесс классического обусловливания.

 В теме, посвященной агрессии собаки к человеку (покусам) освещаются вопросы:

- Крайне ранняя (неонатальная) социализация, обращение со щенком и обмен Ценными Предметами.

- Четыре стадии обучения Контролю за Силой Укуса (навык «мягкой пасти»).

- Ранние сигналы о том, что что-то идет не так.

- Медицинская модель (одна причина, приводящая ко множественным клиническим проявлениям) редко относится в поведению.

- Понятие о Множественных Подсознательных Стимулах к Укусу (множественные причины, выражающиеся в одном поведении) делает проблему собачьих укусов Предсказуемой, Предотвратимой и Разрешаемой.

- Большинство тестов на «Темперамент» оценивают реактивность, а не Настоящую Опасность.

- Жесткая Количественная Оценка того, опасна собака или нет.

- Шкала Опасности Укусов от 1 до 6, основывающаяся на патологии травм (действительно причиненный ущерб)

- Количественная Оценка Прогноза и Времени, требующихся для коррекции.

- Усиление значимости гранул сухого корма за счет мощного вторичного подкрепляющего стимула.

- Дифференцированное Классическое Обусловливание, дающее возможность использовать одновременно и оперантный, и классический метод выработки условного рефлекса.

- Упражнение «Сидеть – Берем за ошейник – Корм – Гуляй» для усиления значимости гранул корма, десенситизации механизмов запуска укуса и увеличения готовности собаки к сотрудничеству.

- Упражнения «Лакомство – Отход», «Ко мне – Сидеть – Корм» и «Ко мне – Выдержка в положении сидя – Отход» для выработки подхода по команде.

- Прогрессивная десенситизация при взятии за ошейник и прикосновении к другим «Горячим» Точкам

 В теме, посвященной агрессии собаки к другим собакам (драки) освещаются вопросы:

- Ранняя социализация с другими собаками возрасте 12 недель (раньше, если щенок растет один).

- Игры Щенков как способ научить друг друга Контролю за Силой Укуса.

- Немедленное разрешение проблем драчливости и боязни других щенков/собак.

- Разновозрастные Группы Социализации для обеспечения Уверенности и Навыков Социального Общения в процессе взросления (поростковый возраст).

- Непрекращающееся Классическое Обусловливание в подростковый период, даже если собака кажется дружелюбной и уверенной.

- Индивидуальные программы Классического Обусловливания для ускорения процесса.

- Упражнение «Ко мне – Сидеть – Смотри» + Классическое Обусловливание, чтобы прервать пристальный взгляд, уменьшить напряжение и смягчить угрожающее поведение.

- Объективная Оценка Опасности Драк – основанная на соотношении количества драк и покусов (действительно причиненный ущерб).

- Количественная Оценка Прогноза и Времени, требующихся для коррекции.

- Дифференцированное Классическое Обусловливание, дающее возможность использовать одновременно и оперантный, и классический метод выработки условного рефлекса.

- Усиление значимости Игрушек для Перетягивания как мощного вторичного подкрепляющего стимула.

- Веселые Методики – определенно, наименее часто используемые методики Классического Обусловливания.

- Занятия с рычащими собаками.